«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]»

«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]».
«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]».


Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о важном этапе в развитии речи вашего ребёнка — постановке звуков [Р] и [Л]. 
Эти звуки считаются одними из самых сложных для произношения, и многие дети сталкиваются с трудностями на этом пути. Но не стоит паниковать! С вашей помощью и небольшими усилиями ваш малыш обязательно научится говорить чисто и красиво.
Почему важно научиться говорить правильно?
Правильное произношение звуков влияет на:
•  Понимание речи: Чистая речь облегчает общение и понимание окружающих.
•  Успешность в учебе: Правильное произношение важно для чтения и письма.
•  Самооценка: чистая речь придает уверенность в себе и своих силах.
•  Социальную адаптацию: хорошо говорящий ребенок легче находит общий язык
со сверстниками.

В каком возрасте пора беспокоиться?
В норме звук [Л] должен появиться в речи ребёнка к 5 годам, а звук [Р] — к 5–6
годам. Если ваш ребёнок старше этого возраста и до сих пор испытывает трудности с
этими звуками, стоит обратиться к логопеду.

Причины неправильного произношения:
•  Недостаточная развитость артикуляционной моторики: слабые мышцы языка и губ.
•  Нарушения фонематического слуха: ребенок не различает на слух правильные и неправильные звуки.
•  Неправильный прикус или строение зубов: механические препятствия для правильной артикуляции.
•  Привычка неправильно произносить слова: сформировавшаяся неправильная модель произношения.
Что можете сделать вы? (Упражнения для дома)
Важно: занимайтесь регулярно, но не переутомляйте ребёнка. 10–15 минут в день будет достаточно. Превратите занятия в игру!

Артикуляционная гимнастика (разминка для язычка):
•  «Лопатка»: широко высунуть язык и расслабить его, положив на нижнюю губу. (Повторить 5-7 раз)
•  «Часики»: рот открыт, кончик языка поочередно тянется к правому и левому уголкам рта. (Повторить 5-7 раз)
•  “Качели”:  рот  открыт,  кончик  языка  тянется  к  верхним  и  нижним зубам. (Повторить 5-7 раз)
•  «Лошадка»: пощелкайте языком, как цокает копытами лошадка. (Повторите 10–15 раз)
Для звука [Л]:
•  “Вкусное варенье”: широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.
•  Произношение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.
•  Чтение и повторение слов: лампа, лодка, лимон, лук, пол, стул, стол и т.д.
•  Составление предложений: «У меня есть лампа», «Лодка плывёт по реке» и т. д.
Для звука [Р]:
•  “Барабанщики”: постукивать кончиком языка за верхними зубами, произнося “Д-Д-Д”.
•  «Моторчик»:  старайтесь  долго  произносить  «Р-Р-Р»,  чтобы  кончик  языка вибрировал.
•  Произношение слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР.
•  Чтение и повторение слов: рак, роза, ручка, рыба, трава, топор, город и т.д.
•  Придумывание предложений: «У меня есть ручка», «Роза растёт в саду» и т. д.
Важные моменты:
•  Регулярность: Занимайтесь каждый день, даже понемногу.
•  Позитивный настрой: создавайте игровую и радостную атмосферу на занятиях.
•  Хвалите за старания: поддерживайте ребенка и отмечайте его успехи.
•  Будьте терпеливы: не требуйте мгновенных результатов, дайте ребенку время освоить новые навыки.
•  Обращайтесь к логопеду: если у вас есть вопросы или опасения, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Помните, что правильная речь — залог уверенности и успеха вашего ребёнка в будущем! Удачи вам и вашему малышу!
 

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie