«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]»
![«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]» «Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]».](/netcat_files/generated/89/154/906x510/380/a86a78ab6d6d0621561fff36c9b7d498.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=ab8b36b29ca563ed9fed364e134088ad&resize_mode=0&wm_m=0)
![«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]» «Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]».](/netcat_files/generated/89/154/358x202/380/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=68cdbe8c08439315105a55aa827af6ea&resize_mode=0&wm_m=0)
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о важном этапе в развитии речи вашего ребёнка — постановке звуков [Р] и [Л].
Эти звуки считаются одними из самых сложных для произношения, и многие дети сталкиваются с трудностями на этом пути. Но не стоит паниковать! С вашей помощью и небольшими усилиями ваш малыш обязательно научится говорить чисто и красиво.
Почему важно научиться говорить правильно?
Правильное произношение звуков влияет на:
• Понимание речи: Чистая речь облегчает общение и понимание окружающих.
• Успешность в учебе: Правильное произношение важно для чтения и письма.
• Самооценка: чистая речь придает уверенность в себе и своих силах.
• Социальную адаптацию: хорошо говорящий ребенок легче находит общий язык
со сверстниками.
В каком возрасте пора беспокоиться?
В норме звук [Л] должен появиться в речи ребёнка к 5 годам, а звук [Р] — к 5–6
годам. Если ваш ребёнок старше этого возраста и до сих пор испытывает трудности с
этими звуками, стоит обратиться к логопеду.
Причины неправильного произношения:
• Недостаточная развитость артикуляционной моторики: слабые мышцы языка и губ.
• Нарушения фонематического слуха: ребенок не различает на слух правильные и неправильные звуки.
• Неправильный прикус или строение зубов: механические препятствия для правильной артикуляции.
• Привычка неправильно произносить слова: сформировавшаяся неправильная модель произношения.
Что можете сделать вы? (Упражнения для дома)
Важно: занимайтесь регулярно, но не переутомляйте ребёнка. 10–15 минут в день будет достаточно. Превратите занятия в игру!
Артикуляционная гимнастика (разминка для язычка):
• «Лопатка»: широко высунуть язык и расслабить его, положив на нижнюю губу. (Повторить 5-7 раз)
• «Часики»: рот открыт, кончик языка поочередно тянется к правому и левому уголкам рта. (Повторить 5-7 раз)
• “Качели”: рот открыт, кончик языка тянется к верхним и нижним зубам. (Повторить 5-7 раз)
• «Лошадка»: пощелкайте языком, как цокает копытами лошадка. (Повторите 10–15 раз)
Для звука [Л]:
• “Вкусное варенье”: широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.
• Произношение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.
• Чтение и повторение слов: лампа, лодка, лимон, лук, пол, стул, стол и т.д.
• Составление предложений: «У меня есть лампа», «Лодка плывёт по реке» и т. д.
Для звука [Р]:
• “Барабанщики”: постукивать кончиком языка за верхними зубами, произнося “Д-Д-Д”.
• «Моторчик»: старайтесь долго произносить «Р-Р-Р», чтобы кончик языка вибрировал.
• Произношение слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР.
• Чтение и повторение слов: рак, роза, ручка, рыба, трава, топор, город и т.д.
• Придумывание предложений: «У меня есть ручка», «Роза растёт в саду» и т. д.
Важные моменты:
• Регулярность: Занимайтесь каждый день, даже понемногу.
• Позитивный настрой: создавайте игровую и радостную атмосферу на занятиях.
• Хвалите за старания: поддерживайте ребенка и отмечайте его успехи.
• Будьте терпеливы: не требуйте мгновенных результатов, дайте ребенку время освоить новые навыки.
• Обращайтесь к логопеду: если у вас есть вопросы или опасения, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Помните, что правильная речь — залог уверенности и успеха вашего ребёнка в будущем! Удачи вам и вашему малышу!