«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
«Нарушение слоговой структуры у дошкольников»
Нарушение слоговой структуры слова у детей, отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. Если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. И так при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие слоговой структуры слова.
Игры для развития слоговой структуры слова.
«Перепутаница» Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо) |
«Чудесный мешочек» В мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше тот выиграл. |
«Доскажи словечко» Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох: Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох) Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный, Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора. Эй, садись, не зевай, Среди овощей Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидор) |
«Сказочные герои» Толстый хваста и зазнайка С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон) Из носка в полоску Папой сшит колпак, В нём в школу и отправился С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и. т. д |
Д\И «Кто, что делает?» Рыбу ловит – Землю капает – Пчёл разводит – Пешком ходит – Лес рубит – Трубы чистит – Лес разводит – Птиц ловит - |
«Лишний слог» Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог. Д\И «Назови профессию» Кто вставляет стёкла? – Кто чинит водопровод? – Кто штукатурит стены? – Кто работает на кране? – Кто работает на тракторе? – Кто работает на экскаваторе? – |
«Подбери картинку к слогу» раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок |
Д\И «Деформированный текст» Детям предлагается составить предложение из слов. Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку. |
Д\И «запомни, положи, повтори» Взрослый называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния. |